Миссия родителей нашего времени. Часть 1

На эту тему я думаю уже очень давно, но последней каплей для того, чтобы написать этот текст, были два текста уважаемых авторов.

Первый – текст Людмилы Петрановской Травмы поколений.
Очень рекомендую к прочтению!

Второй – короткий пост Ольги Писарик про 2065 год Непредсказуемое будущее.

Итак, в чем же миссия родителей нашего времени?

Когда я говорю про миссию, это звучит немного пафосно, однако реально понимаю, что мы, нынешние мамы, в детстве воспитывались в такой системе, которой уже не существует. И многие наши рефлекторные реакции, заложенные в 3-5 лет, рассчитаны на социум, которого больше нет.

Наш не до конца проработанный стыд, если мы выделяемся из толпы.
Наше очень кривое умение заботиться о себе.
Наше желание вписаться в какую-нибудь хорошую систему, которая о нас позаботится.
Наше все еще довольно большое доверие государству.

Все это – наследие страны, которая канула в лету. Нам повезло. Мы застали эпоху перемен в том возрасте, когда еще были юны и хорошо могли приспосабливаться. Но все же наша способность приспосабливаться гораздо меньше, чем у наших детей. Они ведь живут в мире, который постоянно меняется.

Ну так вот, с этим наследием мы воспитываем своих детей. Когда ребенку исполняется 1, 2, 3, 4 года, из нас вылезает то, что наши родители говорили нам в наши 1-4 года. А нас готовили к жизни в несуществующем обществе, и мы несознательно транслируем это дальше. А ведь наши дети будут жить в мире, который будет очень сильно отличаться от того, что есть даже сейчас. Наши дети выйдут на пенсию в 2065 году. Что тогда будет с миром и обществом? Имеем ли мы хоть малейшее понятие об этом?  В какую сторону пойдет развитие цивилизации? Никто не может предсказать.

В связи с этим я хочу сформулировать некоторые принципы, которым, по моему личному мнению, важно учить детей для того, чтобы они могли быть успешными в любом обществе. Мы должны стать для наших детей шлюзом из старого мира в новый, совершенно неизвестный.
Все это мои личные мысли и я буду рада любым комментариям.

 

Брать ответственность за себя

Итак, детей нужно научить по-настоящему брать ответственность за себя. Во многих сферах жизни государство брало и берет нашу личную ответственность в свои руки.

Наши бабушки до сих пор уверены, что во всех их бедах виноват кто-то. Наши родители до сих пор слепо доверяют всему, что говорят по телевизору и пишут в газетах, а также охотно доверяют решение своих проблем кому-то. И конечно же, винят в своих неудачах лихие 90-е.
У поколения нынешних тридцатилетних принято считать, что виноваты во всем родители, которые слепо слушали государство и отдавали нас в год в ясли.

Сейчас государство по-прежнему предлагает нам взять на себя много-много нашей ответственности. Банки предлагают взять на себя контроль и своевременно взыскивать с нас платежи по кредитам, то есть стать нашей силой воли. Фармацевтические компании предлагают разобраться за нас, что нам полезнее, то есть стать нашим здоровьем, нашей иммунной системой. Супермаркеты решают, картошку из какой страны мы будем есть в этом году, то есть становятся нашим вкусом. Роддома говорят "приходите, и мы за вас родим". Законы говорят о том, что они расскажут, каким именно должен быть порядок в нашей семье.

Это приводит к тому, что люди отвечают только за малую часть своей жизни. Но к чему это приводит?

Если не отвечаешь, зачем стараться? Если от тебя ничего не зависит, зачем проявлять инициативу? Зачем искать что-то свое? Проще сразу сдаться и идти туда, куда предлагают. А мы по историческому опыту знаем, что если тупо идти туда, куда предлагает государство, можно оказаться в очень неприятном месте. Например, можно оказаться тем, кто попал в место военных действий. Или кем-то, кто остался жертвой времени и не может приспособиться.

Как же учить детей брать ответственность за себя? Дети учатся только на примере, и нам, родителям, нужно научиться самим брать ответственность за то, что мы делаем. Если мы делаем что-то, то это не потому, что так получилось, а потому что мы это делаем. Потому что мы выбираем делать именно это. Если мы покупаем в супермаркете и едим картошку из ЮАР, это не потому, что совсем нет другой, а потому что мы выбираем именно так жить. Не выращивать картошку самостоятельно, а покупать. Если мама вышла замуж за папу, а он запил, это не потому. что так получилось, а потому то мама выбрала именно такого папу, а папа выбрал алкоголь. Если папа работает на скучной высокооплачиваемой работе, то это не потому, что нет других, а потому то он не готов сейчас найти или придумать другую работу.
И вы знаете, нам, воспитанным в 80-е и 90-е, это не так-то просто, ибо в подсознании у нас зашита программа, по которой мы мало за что отвечаем. Тут приходится заново учиться.

Каким бы ни было развитие общества в следующие 50 лет, ответвенность за себя никогда не помешает.  Это поможет нашим детям устоять в любой ситуации.

 

Умение делать выбор

Также не помешает умение делать выбор. Наши бабушки и дедушки имели достаточно мало выбора. Его у них практически не было. Было несколько фасонов пальто, ограниченный ассортимент товаров в магазине, и даже игрушки были у всех детей более-менее одинаковые. И вообще отпадала необходимость часто делать выбор. Просто приходишь и берешь то, что есть. И очень редко было то, что реально нравится. А когда появлялось что-то стоящее, не было времени, чтоб подумать, нужно тебе это или нет. Помните истории о том, когда в универмагах "выбрасывали" какой-то дефицитный товар? Тут уж было не до того, чтобы подумать. Сначала хватали, а потом думали, пристраивали, обменивались.

Когда мы росли, выбора тоже было достаточно мало. Не так много кружков или садиков, 2-3 школы, а потом пара вузов, и все. И сейчас у нас, тридцатилетних, в сложных ситуациях вдруг проскакивает ощущение, что выбора нет. Или когда подворачивается что-то хорошее (например, красивая куртка в магазине), то мы бежим за деньгами сломя голову. Но в мире, где есть кризис перепроизводства, всегда найдется другая красивая куртка, и даже две.

А ведь в детстве наших детей все по-другому. У них слишком много выбора. Много книг и кружков, горы игрушек и куча возможностей. И все это расшатывает психику. В таком обилии выбора нужно уметь остановиться и реально послушать себя. Никуда не спешить и раз и навсегда понять, что в современном мире, заваленном товарами из Китая, всегда будет, что купить, поесть, надеть и не стоит спешить. Также важно привить детям вкус, чтобы не кидаться на любую пластиковую китайскую фигню, а спокойно выбирать качество. И для всего этого опять же нужно собственное родительское спокойствие и умение делать выбор, слушая себя, а не внешний шум.

 

Научиться отвечать за своё здоровье

В течение двадцатого века наше государство постепенно забрало у граждан заботу об их здоровье. Появилась всеобщая диспансеризация. Поликлиники, графики прививок, медицинские карты и обязательные профосмотры, таблицы и нормативы. Женщины перестали рожать дома и отправились в роддома. Детей стали изменять по стандартам и третировать родителей из-за индивидуальных особенностей развития их чад.

У этого есть хорошая сторона, так как детская смертность сильно сократилась и появился контроль над инфекционными заболеваниями. Но многие люди начали слепо доверять врачам и вообще перестали отвечать за свое здоровье. Вспомните, как наши бабушки доверяют всему, что говорят врачи, вверяя им в руки свою судьбу. Они принимают горы лекарств, считая это единственным выходом. Они слушают диагнозы и думают, что это приговор. Их почти невозможно убедить рассмотреть альтернативную точку зрения.

Наши мамы и папы часто поступают по-другому. Они до последнего момента делают вид, что с ними все нормально, а потом попадают в больницу с обострением чего-то запущенного. Знакомо вам такое? Но при этом они впадают в панику и вызывают врача внукам при любом чихе, даже не попытавшись разобраться.

Что же делаем мы? Кто-то увлекается здоровым питанием, а кто-то ходит по врачам в тревоге и каждый раз возвращается от них в слезах. И когда у нас появляются дети, нам приходится делать нелегкий выбор каждый раз, когда речь идет об их здоровье.

Имея медицинское образование и опыт общения с врачами, я могу сказать, что на протяжении девяти лет я учила много теоретических схем и практически перестала думать самостоятельно. Мне рассказали о многом, что возможно, но еще больше о том, что невозможно и непоправимо. И когда я окончила институт, моя голова была полна теоретических знаний, и в ней было очень мало опыта. И из этого состояния я раздавала медицинские советы направо и налево, совершенно игнорируя жизненный опыт людей. Мои иллюзии рассыпались в день моих родов, когда я осознала, что теоретически готова блестяще, но это ни капли не помогает переносить боль. А то, что помогает, я как раз и не умею...

Официальная медицина признает только свои пути, отрицая многие знания, накопленные человечеством за всю историю. До недавнего момента отрицалась гомеопатия, остеопатия и все то, что сейчас в тренде. Еще в официальной медицине принято действовать из страха, а не из любви. Всегда есть мысль о том, чего нужно бояться.
Мало ли, что еще случится с системой здравоохранения в нашем мире за 50 ближайших лет?  

Я считаю важным заботиться о своем здоровье каждый день самостоятельно, показывая этим пример детям. Слушать себя, лечиться до того, как заболели. Знать свое тело в ощущениях. Делать разные практики, которые подходят именно вам. Проверять каждую рекомендацию, данную врачом, и делать осознанный выбор. Знать о своей выученной беспомощности перед медициной и каждый раз делать остановку и осознавать то, что происходит. Конечно, когда ситуации острые и речь идет о спасении жизни, медлить не приходится, но большинство болезней, которые сейчас мешают жить нашим родителям, – это результат длительного процесса. Это итог их отношения к своему здоровью.

Можно еще почитать, наконец, про психосоматику. И вообще больше узнавать о своем теле и рассказывать ребенку о его теле. Тогда есть шанс, что наши дети смогут заметить, как протекают процессы в их теле и предотвратить свои болезни, просто меняя образ жизни.

Признайтесь себе честно, на сколько процентов вы реально отвечаете за свое тело, за его здоровье? Как хорошо вы знаете те процессы, которые происходят в нем? Стоит задуматься.

Возможно, стоит начать с практики Час молчания.

 

Преодолеть выученную беспомощность

Еще большое дело – это осознать и преодолеть выученную беспомощность
Выученная беспомощность – это одно из привитых еще советским режимом качеств, которые так хорошо демонстрируют наши мамы и бабушки. Иногда они сами ничего как будто не умеют без поддержки близких или помощи государства. И даже с помощью не могут. Они как те блохи в банке с крышкой, которые пару дней жили с крышкой, а потом при отсутствии крышки уже не могли найти выход. Или как те овцы на картинке, которые даже без ограды уже не видят другого пути, кроме как через ворота.

Психология

Известный снимок...

Если человеку, особенно ребенку, твердить, что он чего-то не может, то он и правда может поверить, что он ни на что не способен, и даже не попытается проверить это. Особенно внушаемы дети до трех лет. Обнаруживаем ли мы, родители, в себе такое? Лично я обнаруживаю каждый день, когда натыкаюсь на свои ограничения, которые находятся только у меня в голове. Очень часто мне кажется, что я чего-то не могу. Я, к сожалению, точно знаю, что если я начну какое-то новое дело, первые люди, которые усомнятся в моих способностях – это мои родители. Вот откуда ноги растут.

А как обстоят дела у вас? Часто ли у вас возникает ощущение, что вы не можете чего-то? Все могут, а вы не можете. Часто ли вы смотрите на своих детей и не верите в то, что у них что-то получится?

Люди нашей страны имеют большой коллективный  опыт выученной беспомощности. И нынешние бабушки и прабабушки не спешат  преодолевать его, в силу той же беспомощности. Но за наших детей отвечаем именно мы, и только нам решать, какой пример подавать им. Так что я считаю важным знать, что такая штука есть у нас в мозгу и она проявляется и в мелочах, и по-крупному. Так что, показывая пример молодому поколению, начинайте пробовать.

 

Выбирать, вписываться во внешнюю систему или создавать свои системы

Еще в обществе у нас и у наших детей всегда есть выбор, вписываться во внешнюю систему или создавать свои системы.

Когда наши дети рождаются, они сразу попадают в систему. Начиная с оценки их по шкале Апгар и предложения сделать прививки, продолжая настятельными рекомендациями по продолжительности грудного вскармливания и заканчивая оценками ЕГЭ.
Когда мамы встречаются на детской площадке, основные вопросы крутятся вокруг того, ходит ли ребенок в садик и получил ли он все прививки, а если нет, то почему. Многие мамы мучительно выбирают садик, а потом обязательно кружки, а потом тщательно выбирают школу, думая о том, в какую бы систему было выгоднее вписать ребенка, чтобы ему потом было проще жить в других системах (поступить в вуз, наняться в престижный офис и т.д.), как будто это является пределом мечтаний. А когда я спрашиваю у них, зачем они это делают, они отвечают что-то типа: "Ну как же? Должен же ребенок обучатся в какой-то системе!". И в это момент как будто у родителей нет выбора, взаимодействовать ли с системой или нет, а есть только иллюзорный выбор из нескольких систем с похожим результатом на выходе. Об изнанке системы хорошо пишет Джон Тейлор Гатто в книге "Фабрика марионеток".



В результате постоянного нахождения в системе люди уже не видят для себя другой, самостоятельной судьбы. А временный выход из системы вызывает страх и панику.

Я хорошо помню тот момент, когда я перешла от работы в больнице к частной практике. Я помню тот ужас, который сопровождал этот переход, ибо в течение 20 лет я привыкла ходить утром куда-то и там выполнять то, что мне говорят, а потом получать за это оценку. А теперь, о ужас, я стала свободна! И у меня неожиданно стало достаточно времени подумать о жизни, и при этом достаточно денег, чтобы спокойно жить. Первые полгода я боялась, что за такое "безделье" меня накажут. А еще боялась, что не найду никакого общения, ибо не работаю ни в какой организации. А еще я реально не знала, куда деть столько свободного времени!

Это было уже почти 10 лет назад и с тех пор я придумываю что-то свое, создаю свои маленькие системы и проекты и знаю, что если нужно, могу вписаться в чью-то большую систему, но только в той степени, чтобы не потерять себя. И лишь  настолько, насколько мне это действительно нужно. И свободного времени у меня немного. И с общением у меня все складывается. Просто вместо "офисных" друзей появились другие, сами определяющие свой график.

Мне кажется важным донести до наших детей, что система – это еще не все. Что ценность человека самого по себе гораздо больше, чем его как элемента системы. И если у наших родителей и прародителей не было выбора – либо ты в системе, либо ты на обочине, – то сейчас выбор есть.

Многие талантливые успешные люди, которых я знаю, создают свои фирмы и свои маленькие (или не очень маленькие) креативныне системы. И это реально делает их счастливыми. В меняющемся мире хорошо, если наши дети поймут, что система может быть, а может и не быть, это поможет им адаптироваться в любых изменениях мира.
И поймите меня правильно, нет ничего плохого в чувстве принадлежности к чему-то большему, к системе или школе. Но когда это чувство заменяет индивидуальность, возникает зависимость. А где зависимость, там много простора для управления, манипуляций и боли.

 

Критически относиться к информации

Сейчас особенно важно научить детей критически относиться к информации. В свете последних событий никому не нужно объяснять, что такое информационные войны. И для нашей страны это сейчас тяжелая тема. Опять же, несколько поколений людей учились слепо доверять средствам массовой информации. И видеть белое в черном, если это нужно государству. Это был вопрос выживания. Вот почему наши бабушки с пеной у рта пересказывают нам истории из новостей, как будто каждое слово правда.
Но мы сами знаем, что информация может быть создана из воздуха за считанные секунды, а картинки вставлены копи-пастом. И поэтому если мы хотим действовать или делать выводы на основе информации, нужно ее проверить. Также и детей стоит приучать проверять информацию, особенно от СМИ. Это не значит относиться подозрительно ко всему, что говорят, но иметь здоровое критические мышление нужно. Нашим детям такой пример очень пригодится, когда они будут плавать в океане непроверенной информации.

 

Научиться концентрировать внимание

Еще нашим детям предстоит научиться концентрировать внимание. С этим, слава богу, все в порядке у нас и у старших поколений, потому что в их и нашем детстве было не так много стимулов. Сотня детских книжек, пара десятков фильмов, почти никакой рекламы и постоянный пейзаж а окном. Год за годом мы учились концентрироваться на одном и том же, потому что другого ничего не было.
Помните, когда появились первые сериалы и диснеевские мультфильмы? Все до сих пор помнят имена героев и повороты сюжета, потому что вся страна концентрировала внимание на рабыне Изауре и миллионерах из Санта-Барбары.

Нам повезло, в отличие от наших детей. В их детстве слишком много всего. Так много игрушек, картинок и предложений, что это мешает учиться концентрироваться. И также снижает ценность того, что есть вокруг. Лучшим способом починки становится замена, что реально снижает для наших детей ценность многих вещей в мире.
Сначала вещей, а потом, возможно, и людей.  

Поэтому мне кажется важным показывать детям, что можно выбрать ценную вещь и дорожить ею. А также научиться самим концентрировать внимание на чем-то. На себе, на отношениях, на одном деле. Помогать детям и быть с ними рядом как гарант стабильного внимания. Учить их возвращать внимание к тому, что они делали. А также оградить их от излишних стимулов: большого количества разноцветных игрушек, постоянно меняющихся мультиков и того обилия раздражающих мозг картинок, которые льются с экрана телевизора. Помочь детям обрести стабильные объекты и стабильные ориентиры в жизни.

Медитация и концентрация внимания

Для этого нам самим нужно поработать со своим, уже достаточно сильно раздерганным вниманием. Научиться уединяться и даже медитировать. Научиться концентрироваться на вдохе и выдохе. И сообщать детям, что это важно. Учиться медитировать без детей, но иногда делать это в из присутствии, так как это приучает их к уважению концентрации и спокойствия другого человека. На своем опыте могу сказать, что после некоторого времени моя почти четырехлетняя дочь понимает, что я медитирую.  Одна моя знакомая рассказывала про свою медитирующую шестилетнюю дочь, которая просто увидела, как это делают родители, и повторила форму. Но за формой может прийти и содержание.

Для начала можно сделать так: Как воспитать силу воли.

 

Беречь и развивать творческое мышление

В мире навязанного агрессивного дизайна беречь и развивать творческое мышление.
Когда мы были маленькими, а тем более, когда маленькими были наши родители, было не так много игрушек. И уж тем более почти не было готовых решений. Бумага и ножницы, три дерева во дворе, мебель и одеяла в спальне. И все это сильно стимулировало воображение. Из бумаги можно было сделать столько всего волшебного! Три дерева были и домом, и лесом, и чем хочешь. А построить дом из стульев и одеял – это вообще было святое дело.

Однако, в детстве наших детей много готовых решений. Книжки-раскраски, навязывающие и подсказывающие. Яркие-преяркие игрушки, которые имеют слишком определенную законченную форму. Все то, что уже кем-то придумано и додумано до конца и не стимулирует фантазию. И мы уже гораздо меньше делаем дома что-то сами, проводя часы в магазинах, надеясь найти что-то, придуманное другими, что нам подойдет. Лично мне это кажется убийством творчества и в нас самих, и в детях.

Как же сохранить творческий подход? В этом плане очень хорошо помогает вальдорфская педагогика, где многие предметы незаконченные и все из натуральных материалов. Примером для детей может служить наше родительское творчество и серьезное к нему отношение. Я знаю много людей, которые владеют крупным бизнесом, и при этом очень бережно относятся к своему творчеству: рисованию, постройке мебели, лепке из глины. Любая, даже самая стандартная квартира, может стать местом для творчества. Всегда можно рисовать на стенах, придумывать и делать мебель, готовить с отступлениями от рецепта или шить себе одежду. Конечно, можно сказать, что это занимает гораздо больше времени, но дело не во времени, а в том, что творчество дает силы и радость. И в творчестве никогда не бывает скучно. А еще можно создать что-то новое, а люди, создавшие новое, ценились во все времена и я думаю, что будут ценны и через 50 лет.

Творчество

И еще мне кажется важным понять, что у нас с вами практически нет здорового примера среды для воспитания детей. В силу истории нашей страны в ней всегда присутствует раннее отлучение от груди, ясли с 1,5 лет, воспитание при помощи стыда и замалчивания, проживание не на земле, а в квартире, слепое доверие системе, погоня за материальными ценностями и многое другое. Поэтому говоря что-то ребенку, не стоит полагаться на память и мысли о том, как было в нашем детстве. Да, было много хорошего, но было и много сложного. Опасно просто бездумно копировать, потому что это может привести к тем же травмам и сложностям, что и у нас. Всегда стоит спросить себя, а хорошо ли мне, как ребенку, было тогда и что мне это дало сейчас и пригодится ли это нашим детям в будущем.

Это всего десятая часть того, что я хотела описать, так что ждите продолжения. И буду рада любым комментариям.

Миссия родителей нашего времени. Часть 2

Лекция была прочитала 25 сентября 2014 в семейном клубе "Соприкосновение" по четвергам.

Миссия родителей нашего времени. Часть 3

Лекция была прочитала 25 сентября 2014 в семейном клубе "Соприкосновение" по четвергам.

Миссия родителей нашего времени, часть 4

Лекция была прочитала 25 сентября 2014 в семейном клубе "Соприкосновение" по четвергам.

 

С любовью,
Аглая Датешидзе